1. Новый взгляд на схему преподаваемого материала.
Представленная ниже последовательность тем оправдала себя не только в школьной практике, но и при индивидуальных занятиях с учащимися (при подготовке в Вуз), не смотря на то, что она не совпадает с таковой современных учебников по Общей биологии. Схема не появилась сразу, а является результатом пятилетней работы в школе и, параллельно, восьмилетней работы с частниками. Видимо, оказался целесообразным исторический подход, взятый, где это возможно, в основу схемы: Дарвин создавал свою теорию ничего не зная о генетике; прежде чем говорить о закономерностях дикой природы, Дарвин рассказал о искусственном отборе; находки костей вымерших животных предшествовали останкам человекоподобных существ; самой возможности создавать какие-либо гипотезы всегда предшествовало накопление богатого фактического материала; представления о возникновении жизни логично связать с дальнейшим развитием этой самой жизни и т.д. Здесь ставится цель - сначала снабдить учащихся необходимым объемом знаний, а затем уже давать какие-либо теоретические выкладки, будь то гипотезы о происхождении жизни, или эволюционные теории (микро-, макро-эволюция). Именно тогда полученные биологические знания будут не механической суммой заученных глав, а цельной логической системой, в которой каждый учащийся сможет свободно ориентироваться, делать выводы, рассуждать, мыслить. Конечно же, эта свобода будет прямо пропорциональна качеству выученного материала и неразрывно связана с элементарным желанием учиться.
Преподавание темы выглядит следующим образом:
1. Строение клетки. Прокариоты: Бактерии. Сине-зеленые водоросли. Эукариоты (обязательно строение ядра): Животная и Растительная клетки. Разнообразие. Внеклеточные формы жизни: вирусы.
2. Неорганические и органические вещества клетки. Вода, макро-, микро-, био-элементы, соли, буферные системы. Белки, жиры, углеводы. Строение нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Способность ДНК к самоудвоению.
3. Понятие о анаболизме и катаболизме. Процессы связанные с синтезом белка (перевод данных генетического кода в химические соединения, определяющие признаки организмов): трансляция и транскрипция. Биосинтез углеводов в зеленых листьях. Хемосинтез. Энергетический обмен.
4. Размножение и индивидуальное развитие организмов (Бесполое и половое размножение. Митоз, мейоз. Гаметогенез. Индивидуальное развитие - онтогенез).
5. Развитие организмов и окружающая среда. Генотип и фенотип. Закономерности изменчивости (наследственная и фенотипическая). Мутации и комбинативная изменчивость. Понятие о гомозиготных и гетерозиготных организмах.
6. Основы Селекции
7. История представлений о развитии жизни на Земле. К. Линней, Ж.-Б. Ламарк. Теория Дарвина. Вид, популяция (критерии и структура). Формы естественного отбора. Приспособленность организмов и ее относительность. Видообразование как результат микроэволюции.
8. Образование планетных систем и история представлений о возникновении жизни на Земле. Теории вечности жизни: Рихтера, Томсона, Гельмгольца, Прейера. Работы Пастера. Материалистические теории происхождения жизни: Пфлюгера, Эллена, Опарина, опыты Юри и Миллера (теории происхождения протобиополимеров: термическая, низкотемпературная, теория адсорбции, коацерватная). Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.
Эта тема идет после теории Дарвина, потому что трудно объяснять начальные этапы биологической эволюции, а тем более эволюцию протобионтов в отсутствие каких бы то ни было представлений об эволюционных процессах. В противном случае получится механическое заучивание материала, без желаемого понимания глубины происходивших явлений. Именно при старом подходе легче всего "вешать лапшу на уши", выдавая какую-либо идею за единственно возможную. При преподавании данного раздела учитель указывает на следующее: Каким образом необходимые химические соединения собрались в одном месте и в нужном порядке, чтобы образовать хотя бы бактериальную клетку? Учащиеся вспоминают строение трехслойных мембран, особенность организации цитоплазмы, необходимость специфических ферментов и коферментов для каждой реакции катаболизма (в том числе и синтеза каждого белка), а также то, что в состав живых организмов входят только двадцать L-аминокислот, названных «волшебными». Остается открытым вопрос о происхождении ядра. Учащиеся помнят о его сложной структуре. Ни одна из теорий не говорит о происхождении ядра (переход прокариоты – эукариоты, то есть, бактерии – все остальные). Указывается на то, что в «1960 годах было обнаружено принципиальное различие в строении ДНК у прокариот и ядерной ДНК эукариот… …если ДНК ядра … уложена в линейно упорядоченные структуры – хромосомы, то двойная спираль ДНК прокариот замкнута в кольцо» (Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 316). Также учащимся известен сложный путь синтеза белка через специфические транспортные РНК (кодон и антикодон). Как этот механизм мог образоваться? Об этом вразумительных ответов теории не дают, так как ответы типа: «Подобные процессы могли протекать (возникать) на таком субстрате, как глина (видимо, при адсорбции)» не убеждают учащихся.
При обсуждении проблем возникновения жизни и Вселенной важно указать на возможность объединение науки и религии «мирным» путем. При разборе текста соответствующих страниц сайта необходимо отметить, что современная трактовка термина «креационизм», по сравнению с ХIХ веком, претерпела некоторые изменения. По отношению к настоящему моменту, употребление термина «обыкновенными» приверженцами эволюционизма или креационизма скорей всего заключается в том, что если мнение утверждает Творение и пытается его обосновать, то это и есть креационизм. То есть «упрощение» ситуации для практического удобства. Именно в этом ракурсе далее будет употребляться этот термин. По желанию учеников и на усмотрение учителя (так как речь идет о обычной средней школе, со своими условностями) возможно будет привести приведенные цитаты из Св. Писаний, аллегорией передающие современные научные факты. По-существу, учащимся указывается на то, что Св.Писания могут являться источником исторических данных и подтверждением современных научных данных (что очень важно для тех, кто склонен считать себя неверующим). Тут не спешите скептически сморщиться. На страницах проекта С обратной стороны эволюции (в который входит два сайта) анализируются и выводы ученых, и cравнение аллегории Св.Писаний с научными изысканиями.
9. Развитие образовавшейся на Земле жизни. Геологические эры и периоды - обзор вымерших групп организмов.
Объяснение терминов "ароморфоз" и "идиоадаптация" на конкретных примерах (появление легких и конечностей-рычагов у амфибий, в отличие от кистеперых рыб; теплокровности у млекопитающих, в отличие от рептилий и т.д.), не вызывало никаких затруднений в процессе преподавания. При этом учащиеся прекрасно знали о существовании двух противоположных взглядов на эволюцию, и ясно представляли себе, что происхождение одного класса организмов от другого - это всего лишь идеология научного материализма о происходивших событиях, которая, однако, является все еще доминирующей во всех учебниках, одобренных министерством просвещения.
10. Основы генетики и генетика популяций (эволюционная роль мутаций, генетическая стабильность популяций, случайное изменение частот генов (миграции, природные катастрофы, популяционные волны, изоляция), закон Харди-Вайнберга).
11. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Макроэволюционные изменения. Закономерности и правила эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции, ее кульминационность, правило чередования направления эволюций).
В этой теме необходимо сделать акцент на понятиях о переходных формах и филогенетических рядах, что подробно рассмартивается на страницах сайта. Обязательна и реальная трактовка биогенетического закона (А.С. Северцов). Всем известно, что онтогенез не может быть повторением филогенеза, в том буквальном смысле, как это преподносят в школьных учебниках.
12. Проблема происхождения человека.
После ознакомления учащихся с известной картиной находок говорится о следующем. Обычно, у эволюционистов-классиков, когда находят какое-либо ископаемое, заключающее в себе некую человекообразность, автор стремится именно эту находку объявить нехватающим звеном эволюции человека, которое заполняет существующий пробел в геологическом разрезе, в независимости от реального положения дел (о чем говорил и А.С. Северцов). Даже в учебниках по дарвинизму двадцатисемилетней давности указывается на то, что австралопитековые являются тупиковой веткой эволюции. Предлагают учащимся сравнить черепа шимпанзе и австралопитека. Без улыбок и даже откровенного смеха не обходится. Так кто же от кого произошел? Обращают внимание учащихся на данные, взятые из того же учебника: "Вымерли ли неандертальцы или были ассимилированы или истреблены пришлыми кроманьонцами до конца не ясно. На настоящий момент не найдено ни одной стоянки одновременного обитания неандертальцев и кроманьонцев". Эти слова реальны и сегодня. И, конечно же, обязательно следует указать на то, что в свете теории пунктуализма – прерывистого равновесия (о котором незаслуженно молчат программы), вообще неясно, что именно хотят найти, если искать нечего? (далее – см. ссылки)
Завершить курс Общей биологии логично следующим образом:
13. Биосфера, ее структуры и функции.
14. Жизнь в сообществах. Основы экологии.
15. Биосфера и человек. Ноосфера. Уровни организации живой материи.
16. Охрана природы.
17. Бионика.
Карта сайта
Предисловие | На Главную | Словарь терминов | Форум "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" | Правила сайта
а) Диалог науки и Религии на настоящий момент
б) Соединение Н и Р – по следам кандидата технических наук Бориса Соломина
в) Определение понятия Жизнь
г) Новейшие изыскания - Возникновение Вселенной
3. Постулаты синтетической теории эволюции
Открытые вопросы эволюционной теории
| Видообразование | Биогенетический закон | Направление развития в сторону прогресса?|
Общепринятое мнение
| Кистеперые рыбы | Зверозубые ящеры | Археоптерикс |
6. Макро- и микро- эволюция - Новый взгляд
а) Разделение: Макро- – Микро- эволюция
| Четко ли определено понятие «класс»? | Граница | А переходных форм нет |
б) Вытекающие вопросы
| Благодаря каким законам природы возникает это разделение?|
|Почему, с какого-то момента изменения перестают быть возможны?|
в) Частота явлений макроэволюции в геологических разрезах
|Шансы макроэволюции в период порядка 100 лет|
|Верен ли подход: аргументы за или против ТЭ (теории эволюции)|
г) Новейшие постулаты СТЭ
7. Переходные формы - Новый взгляд
Обзор ископаемых форм для разных классов животных
| Земноводные | Рептилии | Млекопитающие |
8. Историческая закономерность слияния противоположных идей эволюционной биологии в ХVIII-ХX в.в.
Ископаемые останки гоминид – картина вузовских учебников
| Предки Homo Sapiens | Предки снежного человека?|
10. Происхождение человека - Новый взгляд
а) Протоиерей Александр Мень об эволюции человека
| "Труд создал человека"? | Социальная жизнь? | "Речь создала человека"? | "Рука создала человека"? | Теория отбора? |
б) Подсознание животного мира и эволюция. Понятие о зоне условного рефлекса - ЗУР
в) Невозможность происхождения человека от обезьян в силу биологических законов
| Как ЗУР повлияла на выводы об эволюции человека | Человек сам по себе не мог произойти от обезьян |
г) Парамаханса Йогананда. Дремлющий потенциал человека. Какими будут люди Эпохи Водолея
или
Зур в настоящем