NEW in Evolution Theory

| Главная учебного сайта | Словарь терминов |

C обратной стороны эволюции или Когда Дарвин ошибался? - Home-Главная

Cовременное преподавание основ эволюции в средней школе и в Вузах

Меню сайта


Каталог сайтов Всего.ру

Происхождение человека - Новый взгляд

 

2. Подсознание животного мира и эволюция

Погрузимся в мир животных, вернее, в ту среду обитания животных, которая продолжается внутри их сознания. То, что можно назвать сознанием животных всегда направленно изнутри – вовне. Животное не может углубиться в мысли. Это присуще человеку, - человек может изучать самое себя, животные – нет. Именно поэтому исследования современной зоопсихологии делают все более очевидным  к а ч е с т в е н н о е  отличие человеческого мышления от психики животных, которое в свое время недооценил Дарвин. Укажем, в частности, на работы известной исследовательницы Н.Н. Лодыгиной-Котс, которая проделала серию ценных наблюдений, сравнивая поведение ребенка с поведением детеныша шимпанзе. "К концу исследования,  - писала она, - оказывается, что мост, который я старалась перекинуть через психическую бездну, разделяющую шимпанзе и человека, затрещал". В экспериментах с макакой она установила, что способность обезьяны к интеллектуальному развитию чрезвычайно ограничена. В аналогичных опытах другие исследователи (Келер и Йеркс) пытались доказать, что шимпанзе и другие антропоиды обладают мышлением, качественно однородным с человеческим. Но эта позиция встретила критику со стороны не только Лодыгиной-Котс, но и самого Павлова. Касаясь неудач обезьян во время опытов, Павлов писал: "Надо думать, что к решению той же задачи человек приходит потому, что имеет общее  п о н я т и е  о форме, а у обезьян этого, очевидно, нет". Павлов считал доказанным близость интеллекта обезьян к интеллекту собаки. Исследуя орудийную деятельность старожила московского зоопарка - шимпанзе Париса - Лодыгина-Котс пришла к выводу об "отсутствии у шимпанзе способности к установлению причинно-следственных смысловых связей". Может быть, столь отрицательному выводу "помог" и возраст испытуемого. К сожалению, ничего не сказано в исследованиях, принималось ли во внимание учеными, что с возрастом способности устанавливать причинно-следственные связи могут ослабевать не только у животных. Однако, в результате всех опытов исследователи выявили ряд специфических черт, присущих только человеку: воображение, чувство юмора и стремление к творчеству.

Как же животные приспосабливаются к условиям окружающей среды непосредственно в рамках своей жизни? Какова работа механизма, благодаря которому образуется приспособительное к внешним условиям поведение? В опытах Павлова условные рефлексы образовывались с помощью разных раздражителей нервной системы, в том числе и болевых (например, удар током). В результате подобных опытов, животные, с целью избежать (или уменьшить) болевые ощущения, или, получить желаемое (еда) выполняли ряд действий. Это было названо «условным рефлексом». В любом случае, животные в лабаратории подвергались целенаправленным воздействиям в интересах экспериментатора. Что происходит с животными в дикой природе?

Известно, что некая часть нервных клеток или нервных узлов помогает животным выживать с помощью отпечатления того, что окружает животное. Выяснили и способ запоминания. Существуют в нервной системе (и сложной и простой) цепочки нейронов, с проходящими по ним импульсами. Циркуляция импульсов по цепочкам изменяет процессы биосинтеза в нервных клетках. В результате образуются вещества - материальные носители "следов памяти". Этот механизм действенен даже для тех животных, у которых и мозга как такового нет. У подобных животных в лабараторных экспериментах с большим трудом удается выработать простейшие условные рефлексы, или вообще не удается выработать. Также, надо иметь в виду, что успех образования условных рефлексов по Павлову у подопытных животных во многом зависел от степени развития у них коры головного мозга. Например, голубей не удалось обучить находить кормушку за ширмой. Очень затруднено образование условных рефлексов животных, у которых просто нет коры, а большие полушария едва развиты. Принято также считать, что если описанные связи нейронов существуют с момента рождения - это врожденный рефлекс и инстинкт. Если же такая связь возникает при жизни - это есть приобретенная форма поведения. В связи с вышеизложенным проясняется такая картина. Не все реакции животных, приобретаемые их жизненным опытом, будут обусловлены условными рефлексами, в том смысле, как они были изучены Павловым. Сдесь дается попытка обосновать это утверждение. Надо отграничить ту часть клеток (вне условных рефлексов, изученных Павловым), которая, не смотря на это, все же выполняет свою функцию в животной среде, а именно – способствует выживанию видов. Эти клетки можно назвать как угодно, "слоями подсознания" или иным образом. Важным в этом случае является осознание того, что не название будет определять реальность действительно происходящих процессов, помогающих животным выжить.

Возьмем теперь пример из «дикой природы», с объяснением происходящего, взятый у Р. Хаббарда. Особо оговорим, что берется именно и только голый пример.

Некая рыба заплыла на мелкое место, где вода солоноватая, желтая и имеет привкус железа. Здесь обитает излюбленная добыча рыбы – креветки. Информация окружающей среды записывается в глубинах «подсознания» рыбы, на химическом уровне нервной системы, без ее ведома (действительно, рыба не подозревает о таких вещах). При совпадении перечисленных условий, рыба начинает активно искать добычу и находит ее (что и закрепляется в подсознании). Условимся то «место», где находятся «записи», возникшие при жизни животного, не подчиняющиеся его малому сознанию, назвать зоной условных рефлексов, не смешивая, однако это понятие с той частью условных рефлексов, которые возникают у человека «в здравом уме и рассудке» . Саму «запись» назовем данными, а поведение, вытекающее из данных – аберрацией.

Специально оговорим следующее. Условные рефлексы обычно не подчиняются сознанию. Например, человек не осознавая своих действий, ищет выключатель там, откуда его уже перенесли и только потом спохватывается о своей «забывчивости». Следует знать, что условные рефлексы могут возникнуть в двух случаях. Первый – тот, который подразумевал Павлов в разработанной им теории. В этом случае человек может подсчитать количество и разновидности имеющихся у него условных рефлексов. Второй – тот, который обусловлен отключением сознания человека, о чем будет сказано ниже. Именно последний аспект и интересует нас в данный момент. Но вернемся к нашим баранам.

Допустим, в описываемом месте «рыбного рая» обитал и хищник, который напал на рыбу и повредил ей хвост. Рыбе удалось уйти от опасности, но к четырем условиям мелководья (солоноватость, желтизна, привкус железа, пища) добавился еще один – физическая боль, который тоже был «принят» в банк данных. Рыба, обладая крайне незначительными аналитическими способностями, при первом нападении хищника полагается исключительно на скорость в выборе своих действий. Теперь же, «расчеты» рыбы на уровне зоны условных рефлексов заключаются в следующем: отмель = желтый цвет = привкус железа = креветка = боль в хвосте (т.е. зона условных рефлексов работает в системе тождеств, где все равняется всему остальному). Хвост зажил, и рыба не погибла. Теперь, заплыв на мелкое место с солоноватой водой, она начнет немного «нервничать». Проплыв дальше и обнаружив желтизну воды, рыба ощутит некоторую боль в хвосте (включается защитный механизм зоны условных рефлексов – он напоминает рыбе о всех данных конкретной окружающей среды). Не меняя курса, рыба ощущает теперь и привкус железа. Зона условных рефлексов не дремлет. Что-то похожее уже было! Боль в хвосте усиливается и рыба исчезает со скоростью молнии. Опасное место! Хотя никто за ней не гнался на этот раз. Может быть там было много креветок, но она все равно уплыла.

Понятие ЗУР

Возьмите вместо рыбы другое животное в другой ситуации, и схема работы некой зоны условного рефлекса, (при переносе на человека - образование рефлекса без присутствия сознания) будет одна и та же, - некое запоминающее устройство, включающееся при опасности. Этот механизм помогает выживанию в борьбе за существование. Для животных в нем есть смысл. Ведь в животном мире зона условного рефлекса (то есть ЗУР) имеет много «работающих» ситуаций и животные подчиняются ее приказаниям. Размышлять, использовать аналитический ум они не могут. Реакция любого животного во время опасности – это записи его банка данных, которые «раскручиваются» в среде обитания любого животного на полную мощь и во многом обуславливают его поведение. Работа ЗУР - это то, что нам необходимо знать о подсознании животного мира, чтобы перейти к эволюции человека.


 

Продолжение темы:

Невозможность происхождения человека от обезьян в силу некоторых биологических законов

Поиск


Календарь
«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031


Сервисы uCoz
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Статистика




    Закон Кармы
    Первоначальное знакомство. Азы. С цитатами из Библии


    Практические советы по отработке кармы - блог сайта ЕДИНЕНИЕ




    [Энергетические картины]


    Информация сайта, с указанными на местах правками/дополнениями взята из рукописи-диссертации
    С обратной стороны эволюции или Когда Дарвин ошибался?
    (март 1998 - сентябрь 2001) и является собственностью автора. В работе использовано около 150 иллюстраций на бумажных носителях. По техническим причинам переведена в электронный формат только часть рисунков. Некоторые иллюстрации, полностью идентичные материалам рукописи, взятые с тех же бумажных носителей, были найдены в интернете. Такие файлы размещаются в разделе "Иллюстрации" обоих сайтов. При копировании материалов проекта ссылки обязательны. Лина Бугулова - педагог по образованию (I-oe - химия/биология; II-oe - английский язык). Последние обновления сайта: апрель 2018


    © www.Tvorenie-new.narod.ru 2005-2018.

    Copyright MyCorp © 2024