NEW in Evolution Theory

| Главная | Словарь терминов |

C обратной стороны эволюции или Когда Дарвин ошибался?

Cовременное преподавание основ эволюции в средней школе и в Вузах

Меню сайта


Каталог сайтов Всего.ру

1. Новый взгляд на схему преподаваемого материала.

Представленная ниже последовательность тем оправдала себя не только в школьной практике, но и при индивидуальных занятиях с учащимися (при подготовке в Вуз), не смотря на то, что она не совпадает с таковой современных учебников по Общей биологии. Схема не появилась сразу, а является результатом пятилетней работы в школе и, параллельно, восьмилетней работы с частниками. Видимо, оказался целесообразным исторический подход, взятый, где это возможно, в основу схемы: Дарвин создавал свою теорию ничего не зная о генетике; прежде чем говорить о закономерностях дикой природы, Дарвин рассказал о искусственном отборе; находки костей вымерших животных предшествовали останкам человекоподобных существ; самой возможности создавать какие-либо гипотезы всегда предшествовало накопление богатого фактического материала; представления о возникновении жизни логично связать с дальнейшим развитием этой самой жизни и т.д. Здесь ставится цель - сначала снабдить учащихся необходимым объемом знаний, а затем уже давать какие-либо теоретические выкладки, будь то гипотезы о происхождении жизни, или эволюционные теории (микро-, макро-эволюция).  Именно тогда полученные биологические знания будут не механической суммой заученных глав, а цельной логической системой, в которой каждый учащийся сможет свободно ориентироваться, делать выводы, рассуждать, мыслить. Конечно же, эта свобода будет прямо пропорциональна качеству выученного материала и неразрывно связана с элементарным желанием учиться.

Преподавание темы выглядит следующим образом:

1. Строение клетки. Прокариоты: Бактерии. Сине-зеленые водоросли. Эукариоты (обязательно строение ядра): Животная и Растительная клетки. Разнообразие. Внеклеточные формы жизни: вирусы.

2. Неорганические и органические вещества клетки. Вода, макро-, микро-, био-элементы, соли, буферные системы. Белки, жиры, углеводы. Строение нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Способность ДНК к самоудвоению.

3. Понятие о анаболизме и катаболизме.  Процессы связанные с синтезом белка (перевод данных генетического кода в химические соединения, определяющие признаки организмов): трансляция и транскрипция. Биосинтез углеводов в зеленых листьях. Хемосинтез. Энергетический обмен.

4. Размножение и индивидуальное развитие организмов (Бесполое и половое размножение. Митоз, мейоз. Гаметогенез. Индивидуальное развитие - онтогенез).

5. Развитие организмов и окружающая среда. Генотип и фенотип. Закономерности изменчивости (наследственная и фенотипическая). Мутации и комбинативная изменчивость. Понятие о гомозиготных и гетерозиготных организмах.

6. Основы Селекции

7. История представлений о развитии жизни на Земле. К. Линней, Ж.-Б. Ламарк. Теория Дарвина. Вид, популяция (критерии и структура). Формы естественного отбора. Приспособленность организмов и ее относительность. Видообразование как результат микроэволюции.

8. Образование планетных систем и история представлений о возникновении жизни на Земле. Теории вечности жизни: Рихтера, Томсона, Гельмгольца, Прейера. Работы Пастера. Материалистические теории происхождения жизни: Пфлюгера, Эллена, Опарина, опыты Юри и Миллера (теории происхождения протобиополимеров: термическая, низкотемпературная, теория адсорбции, коацерватная). Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции.

Эта тема идет после теории Дарвина, потому что трудно объяснять начальные этапы биологической эволюции, а тем более эволюцию протобионтов в отсутствие каких бы то ни было представлений об эволюционных процессах. В противном случае получится механическое заучивание материала, без желаемого понимания глубины происходивших явлений. Именно при старом подходе легче всего "вешать лапшу на уши", выдавая какую-либо идею за единственно возможную. При преподавании данного раздела учитель указывает на следующее: Каким образом необходимые химические соединения собрались в одном месте и в нужном порядке, чтобы образовать хотя бы бактериальную клетку? Учащиеся вспоминают строение трехслойных мембран, особенность организации цитоплазмы, необходимость специфических ферментов и коферментов для каждой реакции катаболизма (в том числе и синтеза каждого белка), а также то, что в состав живых организмов входят только двадцать L-аминокислот, названных «волшебными». Остается открытым вопрос о происхождении ядра. Учащиеся помнят о его сложной структуре. Ни одна из теорий не говорит о происхождении ядра (переход прокариоты – эукариоты, то есть, бактерии – все остальные). Указывается на то, что в «1960 годах было обнаружено принципиальное различие в строении ДНК у прокариот и ядерной ДНК эукариот… …если ДНК ядра … уложена в линейно упорядоченные структуры – хромосомы, то двойная спираль ДНК прокариот замкнута в кольцо» (Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 316). Также учащимся известен сложный путь синтеза белка через специфические транспортные РНК (кодон и антикодон).  Как этот механизм мог образоваться? Об этом вразумительных ответов теории не дают, так как ответы типа: «Подобные процессы могли протекать (возникать) на таком субстрате, как глина (видимо, при адсорбции)» не убеждают учащихся.

При обсуждении проблем возникновения жизни и Вселенной важно указать на возможность объединение науки и религии «мирным» путем. При разборе текста соответствующих страниц сайта необходимо отметить, что современная трактовка термина «креационизм», по сравнению с ХIХ веком, претерпела некоторые изменения. По отношению к настоящему моменту, употребление термина «обыкновенными» приверженцами эволюционизма или креационизма скорей всего заключается в том, что если  мнение утверждает Творение и пытается его обосновать, то это и есть  креационизм. То есть «упрощение» ситуации для практического удобства. Именно в этом ракурсе далее будет употребляться этот термин. По желанию учеников и на усмотрение учителя (так как речь идет о обычной средней школе, со своими условностями) возможно будет привести приведенные цитаты из Св. Писаний, аллегорией передающие современные научные факты. По-существу, учащимся указывается на то, что Св.Писания могут являться источником исторических данных и подтверждением современных научных данных (что очень важно для тех, кто склонен считать себя неверующим). Тут не спешите скептически сморщиться. На страницах проекта С обратной стороны эволюции (в который входит два сайта) анализируются и выводы ученых, и cравнение аллегории Св.Писаний с научными изысканиями.

9. Развитие образовавшейся на Земле жизни. Геологические эры и периоды - обзор вымерших групп организмов.

Объяснение терминов "ароморфоз" и "идиоадаптация" на конкретных примерах (появление легких и конечностей-рычагов у амфибий, в отличие от кистеперых рыб; теплокровности у млекопитающих, в отличие от рептилий и т.д.), не вызывало никаких затруднений в процессе преподавания. При этом учащиеся прекрасно знали о существовании двух противоположных взглядов на эволюцию, и ясно представляли себе, что происхождение одного класса организмов от другого - это всего лишь идеология научного материализма о происходивших событиях, которая, однако, является все еще доминирующей во всех учебниках, одобренных министерством просвещения.

10. Основы генетики и генетика популяций (эволюционная роль мутаций, генетическая стабильность популяций, случайное изменение частот генов (миграции, природные катастрофы, популяционные волны, изоляция), закон Харди-Вайнберга).

11.  Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Макроэволюционные изменения. Закономерности и правила эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм, необратимость эволюции, ее кульминационность, правило чередования направления эволюций).

В этой теме необходимо сделать акцент на понятиях о переходных формах и филогенетических рядах, что подробно рассмартивается на страницах сайта. Обязательна и реальная трактовка биогенетического закона (А.С. Северцов). Всем известно, что онтогенез не может быть повторением филогенеза, в том буквальном смысле, как это преподносят в школьных учебниках.

12. Проблема происхождения человека.

После ознакомления учащихся с известной картиной находок говорится о следующем. Обычно, у эволюционистов-классиков, когда находят какое-либо ископаемое, заключающее в себе некую человекообразность, автор стремится именно эту находку объявить нехватающим звеном эволюции человека, которое заполняет существующий пробел в геологическом разрезе, в независимости от реального положения дел (о чем говорил и А.С. Северцов). Даже в учебниках по дарвинизму двадцатисемилетней давности указывается на то, что австралопитековые являются тупиковой веткой эволюции. Предлагают учащимся сравнить черепа шимпанзе и австралопитека. Без улыбок и даже откровенного смеха не обходится. Так кто же от кого произошел? Обращают внимание учащихся на данные, взятые из того же учебника: "Вымерли ли неандертальцы или были ассимилированы или истреблены пришлыми кроманьонцами до конца не ясно. На настоящий момент не найдено ни одной стоянки одновременного обитания неандертальцев и кроманьонцев". Эти слова реальны и сегодня. И, конечно же, обязательно следует указать на то, что в свете теории пунктуализма – прерывистого равновесия (о котором незаслуженно молчат программы), вообще неясно, что именно хотят найти, если искать нечего? (далее – см. ссылки)

Завершить курс Общей биологии логично следующим образом:

13. Биосфера, ее структуры и функции.

14. Жизнь в сообществах. Основы экологии.

15. Биосфера и человек. Ноосфера. Уровни организации живой материи.

16. Охрана природы.

17. Бионика.


Карта сайта 


Предисловие | На Главную | Словарь терминов | Форум "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" | Правила сайта

2. Путь Духопознания - Возникновение жизни и вселенной - Теория вероятности и коацерватные капли Опарина

а) Диалог науки и Религии на настоящий момент

б) Соединение Н и Р – по следам кандидата технических наук Бориса Соломина

в) Определение понятия Жизнь

г) Новейшие изыскания - Возникновение Вселенной

 

3. Постулаты синтетической теории эволюции

 

4. Макро- и микро- эволюция

Открытые вопросы эволюционной теории

| Видообразование | Биогенетический закон | Направление развития в сторону прогресса?|

 

5. Переходные формы

Общепринятое мнение

| Кистеперые рыбы | Зверозубые ящеры | Археоптерикс |

 

6. Макро- и микро- эволюция - Новый взгляд

а) Разделение: Макро- – Микро- эволюция

| Четко ли определено понятие «класс»? | Граница | А переходных форм нет |

б) Вытекающие вопросы

| Благодаря каким законам природы возникает это разделение?|
|Почему, с какого-то момента изменения перестают быть возможны?|

в) Частота явлений макроэволюции в геологических разрезах

|Шансы макроэволюции в период порядка 100 лет|
|Верен ли подход: аргументы за или против ТЭ (теории эволюции)|

г) Новейшие постулаты СТЭ

 

7. Переходные формы - Новый взгляд

Обзор ископаемых форм для разных классов животных

| Земноводные | Рептилии | Млекопитающие |

 

8. Историческая закономерность слияния противоположных идей эволюционной биологии в ХVIII-ХX в.в.

 

9. Происхождение человека

Ископаемые останки гоминид – картина вузовских учебников

| Предки Homo Sapiens | Предки снежного человека?|

 

10. Происхождение человека - Новый взгляд

а) Протоиерей Александр Мень об эволюции человека

| "Труд создал человека"? | Социальная жизнь? | "Речь создала человека"? | "Рука создала человека"? | Теория отбора? |

б) Подсознание животного мира и эволюция. Понятие о зоне условного рефлекса - ЗУР

в) Невозможность происхождения человека от обезьян в силу биологических законов

| Как ЗУР повлияла на выводы об эволюции человека | Человек сам по себе не мог произойти от обезьян |

г) Парамаханса Йогананда. Дремлющий потенциал человека. Какими будут люди Эпохи Водолея

 

11. Осторожно - дианетика!

или

Зур в настоящем


Поиск


Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930


Сервисы uCoz
  • Создать сайт
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Все проекты компании


  • Статистика




    Закон Кармы
    Первоначальное знакомство. Азы. С цитатами из Библии


    Практические советы по отработке кармы в повседневной жизни




    [Энергетические картины]



    Информация сайта, с указанными на местах правками/дополнениями взята из рукописи-диссертации
    С обратной стороны эволюции или Когда Дарвин ошибался?
    (март 1998 - сентябрь 2001) и является собственностью автора. В работе использовано около 150 иллюстраций на бумажных носителях. По техническим причинам переведена в электронный формат только часть рисунков. Некоторые иллюстрации, полностью идентичные материалам рукописи, взятые с тех же бумажных носителей, были найдены в интернете. Такие файлы размещаются в разделе "Иллюстрации" обоих сайтов. При копировании материалов проекта ссылки обязательны. Лина Бугулова - педагог по образованию (I-oe - химия/биология; II-oe - английский язык). Последние обновления сайта: апрель 2017


    © www.Tvorenie-new.narod.ru 2005-2017.

    Copyright MyCorp © 2017