1. Новый взгляд на схему преподаваемого материала. Представленная ниже последовательность тем оправдала себя
не только в школьной практике, но и при индивидуальных занятиях с учащимися
(при подготовке в Вуз), не смотря на то, что она не совпадает с таковой
современных учебников по Общей биологии. Схема не появилась сразу, а является
результатом пятилетней работы в школе и, параллельно, восьмилетней работы с
частниками. Видимо, оказался целесообразным исторический подход, взятый, где
это возможно, в основу схемы: Дарвин создавал свою теорию ничего не зная о
генетике; прежде чем говорить о закономерностях дикой природы, Дарвин рассказал
о искусственном отборе; находки костей вымерших животных предшествовали
останкам человекоподобных существ; самой возможности создавать какие-либо
гипотезы всегда предшествовало накопление богатого фактического материала;
представления о возникновении жизни логично связать с дальнейшим развитием этой
самой жизни и т.д. Здесь ставится цель - сначала снабдить учащихся необходимым
объемом знаний, а затем уже давать какие-либо теоретические выкладки, будь то
гипотезы о происхождении жизни, или эволюционные теории (микро-,
макро-эволюция). Именно тогда полученные
биологические знания будут не механической суммой заученных глав, а цельной
логической системой, в которой каждый учащийся сможет свободно ориентироваться,
делать выводы, рассуждать, мыслить. Конечно же, эта свобода будет прямо
пропорциональна качеству выученного материала и неразрывно связана с
элементарным желанием учиться. Преподавание темы выглядит следующим образом: 1. Строение клетки. Прокариоты: Бактерии. Сине-зеленые
водоросли. Эукариоты (обязательно строение ядра): Животная и Растительная
клетки. Разнообразие. Внеклеточные формы жизни: вирусы. 2. Неорганические и органические вещества клетки. Вода,
макро-, микро-, био-элементы, соли, буферные системы. Белки, жиры, углеводы.
Строение нуклеиновых кислот: ДНК и РНК. Способность ДНК к самоудвоению. 3. Понятие о анаболизме и катаболизме. Процессы связанные с синтезом белка (перевод
данных генетического кода в химические соединения, определяющие признаки
организмов): трансляция и транскрипция. Биосинтез углеводов в зеленых листьях.
Хемосинтез. Энергетический обмен. 4. Размножение и индивидуальное развитие организмов
(Бесполое и половое размножение. Митоз, мейоз. Гаметогенез. Индивидуальное
развитие - онтогенез). 5. Развитие организмов и окружающая среда. Генотип и
фенотип. Закономерности изменчивости (наследственная и фенотипическая). Мутации
и комбинативная изменчивость. Понятие о гомозиготных и гетерозиготных организмах. 6. Основы Селекции 7. История представлений о развитии жизни на Земле. К.
Линней, Ж.-Б. Ламарк. Теория Дарвина. Вид, популяция (критерии и структура).
Формы естественного отбора. Приспособленность организмов и ее относительность.
Видообразование как результат микроэволюции. 8. Образование планетных систем и история представлений о
возникновении жизни на Земле. Теории вечности жизни: Рихтера, Томсона,
Гельмгольца, Прейера. Работы Пастера. Материалистические теории происхождения
жизни: Пфлюгера, Эллена, Опарина, опыты Юри и Миллера (теории происхождения
протобиополимеров: термическая, низкотемпературная, теория адсорбции,
коацерватная). Эволюция протобионтов. Начальные этапы биологической эволюции. Эта тема идет после теории Дарвина, потому что трудно объяснять начальные этапы биологической эволюции, а тем более эволюцию
протобионтов в отсутствие каких бы то ни было представлений об эволюционных
процессах. В противном случае получится механическое заучивание материала, без
желаемого понимания глубины происходивших явлений. Именно при старом подходе
легче всего "вешать лапшу на уши", выдавая какую-либо идею за
единственно возможную. При преподавании данного раздела учитель указывает на
следующее: Каким образом необходимые химические соединения собрались в одном
месте и в нужном порядке, чтобы образовать хотя бы бактериальную клетку?
Учащиеся вспоминают строение трехслойных мембран, особенность организации
цитоплазмы, необходимость специфических ферментов и коферментов для каждой
реакции катаболизма (в том числе и синтеза каждого белка), а также то, что в
состав живых организмов входят только двадцать L-аминокислот, названных
«волшебными». Остается открытым вопрос о происхождении ядра. Учащиеся помнят о
его сложной структуре. Ни одна из теорий не говорит о происхождении ядра
(переход прокариоты – эукариоты, то есть, бактерии – все остальные). Указывается на
то, что в «1960 годах было обнаружено принципиальное различие в строении ДНК у
прокариот и ядерной ДНК эукариот… …если ДНК ядра … уложена в линейно упорядоченные
структуры – хромосомы, то двойная спираль ДНК прокариот замкнута в кольцо»
(Н.Н. Воронцов, 2004, стр. 316). Также учащимся известен сложный путь синтеза
белка через специфические транспортные РНК (кодон и антикодон). Как этот механизм мог образоваться? Об этом
вразумительных ответов теории не дают, так как ответы типа: «Подобные процессы
могли протекать (возникать) на таком субстрате, как глина (видимо, при
адсорбции)» не убеждают учащихся. При обсуждении проблем возникновения жизни и Вселенной
важно указать на возможность объединение науки и религии «мирным» путем. При
разборе текста соответствующих страниц сайта необходимо отметить, что
современная трактовка термина «креационизм», по сравнению с ХIХ веком,
претерпела некоторые изменения. По отношению к настоящему моменту, употребление
термина «обыкновенными» приверженцами эволюционизма или креационизма скорей
всего заключается в том, что если мнение
утверждает Творение и пытается его обосновать, то это и есть креационизм. То есть «упрощение» ситуации для
практического удобства. Именно в этом ракурсе далее будет употребляться этот
термин. По желанию учеников и на усмотрение учителя (так как речь идет о
обычной средней школе, со своими условностями) возможно будет привести приведенные цитаты из Св.
Писаний, аллегорией передающие современные научные факты. По-существу, учащимся указывается на то,
что Св.Писания могут являться источником исторических данных и
подтверждением современных научных данных (что очень важно для тех, кто склонен считать
себя неверующим). Тут не спешите скептически сморщиться. На страницах проекта С обратной стороны эволюции (в который входит два сайта) анализируются и выводы ученых, и cравнение аллегории Св.Писаний с научными изысканиями. 9. Развитие образовавшейся на Земле жизни. Геологические
эры и периоды - обзор вымерших групп организмов. Объяснение терминов "ароморфоз" и
"идиоадаптация" на конкретных примерах (появление легких и
конечностей-рычагов у амфибий, в отличие от кистеперых рыб; теплокровности у
млекопитающих, в отличие от рептилий и т.д.), не вызывало никаких затруднений в
процессе преподавания. При этом учащиеся прекрасно знали о существовании двух
противоположных взглядов на эволюцию, и ясно представляли себе, что
происхождение одного класса организмов от другого - это всего лишь
идеология научного материализма о происходивших событиях, которая, однако,
является все еще доминирующей во всех учебниках, одобренных министерством
просвещения. 10. Основы генетики и генетика популяций (эволюционная
роль мутаций, генетическая стабильность популяций, случайное изменение частот
генов (миграции, природные катастрофы, популяционные волны, изоляция), закон
Харди-Вайнберга). 11.
Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Макроэволюционные изменения.
Закономерности и правила эволюции (дивергенция, конвергенция, параллелизм,
необратимость эволюции, ее кульминационность, правило чередования направления
эволюций). В этой теме необходимо сделать акцент на понятиях о
переходных формах и филогенетических рядах, что подробно рассмартивается на
страницах сайта. Обязательна и реальная трактовка биогенетического закона (А.С.
Северцов). Всем известно, что онтогенез не может быть повторением филогенеза, в
том буквальном смысле, как это преподносят в школьных учебниках. 12. Проблема происхождения человека. После ознакомления учащихся с известной картиной находок
говорится о следующем. Обычно, у эволюционистов-классиков, когда находят
какое-либо ископаемое, заключающее в себе некую человекообразность, автор
стремится именно эту находку объявить нехватающим звеном эволюции человека,
которое заполняет существующий пробел в геологическом разрезе, в независимости
от реального положения дел (о чем говорил и А.С. Северцов). Даже в учебниках по
дарвинизму двадцатисемилетней давности указывается на то, что австралопитековые
являются тупиковой веткой эволюции. Предлагают учащимся сравнить черепа
шимпанзе и австралопитека. Без улыбок и даже откровенного смеха не обходится.
Так кто же от кого произошел? Обращают внимание учащихся на данные, взятые из
того же учебника: "Вымерли ли неандертальцы или были ассимилированы или
истреблены пришлыми кроманьонцами до конца не ясно. На настоящий момент не
найдено ни одной стоянки одновременного обитания неандертальцев и кроманьонцев".
Эти слова реальны и сегодня. И, конечно же, обязательно следует указать на то,
что в свете теории пунктуализма – прерывистого равновесия (о котором
незаслуженно молчат программы), вообще неясно, что именно хотят найти, если
искать нечего? (далее – см. ссылки) Завершить курс Общей биологии логично следующим образом: 13. Биосфера, ее структуры и функции. 14. Жизнь в сообществах. Основы экологии. 15. Биосфера и человек. Ноосфера. Уровни организации
живой материи. 16. Охрана природы.
17. Бионика.
Карта сайта Предисловие | На Главную | Словарь терминов | Форум "ЗА НРАВСТВЕННОСТЬ!" | Правила сайта
2. Путь
Духопознания - Возникновение жизни и вселенной - Теория вероятности и
коацерватные капли Опарина
а) Диалог науки и Религии на настоящий момент
б) Соединение Н и Р – по следам кандидата технических наук
Бориса Соломина
в) Определение понятия Жизнь
г) Новейшие изыскания - Возникновение Вселенной
3. Постулаты
синтетической теории эволюции
4. Макро-
и микро- эволюция
Открытые вопросы эволюционной теории
| Видообразование | Биогенетический закон | Направление
развития в сторону прогресса?|
5. Переходные
формы
Общепринятое мнение
| Кистеперые рыбы | Зверозубые ящеры | Археоптерикс |
6. Макро-
и микро- эволюция - Новый взгляд
а) Разделение: Макро- – Микро- эволюция
| Четко ли определено понятие «класс»? | Граница | А
переходных форм нет |
б) Вытекающие вопросы
| Благодаря каким законам природы возникает это разделение?|
|Почему, с какого-то момента изменения перестают быть возможны?|
в) Частота явлений макроэволюции в геологических разрезах
|Шансы макроэволюции в период порядка 100 лет|
|Верен ли подход: аргументы за или против ТЭ (теории эволюции)|
г) Новейшие постулаты СТЭ
7. Переходные
формы - Новый взгляд
Обзор ископаемых форм для разных классов животных
| Земноводные | Рептилии | Млекопитающие |
8. Историческая
закономерность слияния противоположных идей эволюционной биологии в ХVIII-ХX
в.в.
9. Происхождение
человека
Ископаемые останки гоминид – картина вузовских учебников
| Предки Homo Sapiens | Предки снежного человека?|
10. Происхождение
человека - Новый взгляд
а) Протоиерей Александр Мень об эволюции человека
| "Труд создал человека"? | Социальная жизнь? |
"Речь создала человека"? | "Рука создала человека"? |
Теория отбора? |
б) Подсознание животного мира и эволюция. Понятие о зоне условного рефлекса - ЗУР
в) Невозможность происхождения человека от обезьян в силу
биологических законов
| Как ЗУР повлияла на выводы об
эволюции человека | Человек сам по себе не мог произойти от обезьян |
г) Парамаханса Йогананда. Дремлющий потенциал человека. Какими будут люди Эпохи Водолея
11. Осторожно
- дианетика!
или
Зур в настоящем
|